Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Показатели и факторы социального планирования
1.1 Предпосылки социального планирования
План социального развития современного предприятия содержит в себе такие показатели, как увеличение доходов и повышение качества жизни персонала, совершенствование условий труда и социальной структуры работников, улучшение социально-трудовых и жилищно-бытовых условий трудящихся на предприятии, обеспечение увеличения работоспособности и продуктивности труда, мотивация и удовлетворение потребностей всех категорий работников, совершенствование персональных и творческих способностей работников предприятия.
Планирование социального развития трудового коллектива выступает как способ управления социальными процессами в жизни предприятия.
В начале 20 века исследования зависимости от социальных условий производительности труда носили практический характер. Наука пыталась определить номинальную стоимость каждого работоспособного человека и всего населения в целом, необходимые размеры государственной помощи для воспитания детей, выделения статей расходов семейных бюджетов на повышение образовательного и профессионального уровня. Например, Дж. Уолш произвел расчеты влияния профессионального образования на национальный доход США, ввел понятие «альтернативные издержки», предпочтение благ во времени и другие понятия, вошедшие в инструментарий теории человеческого капитала..
А.Маршал не соглашался с идеей о человеческом капитале, считая ее нереалистичной, но включал в состав нематериального богатства производства силу, способности и навыки, способствующие росту производительности труда человека, и на основании этого ввел понятие «персональный капитал».
Следовательно, в рыночных отношениях главные социально-экономические проблемы состоят в относительно справедливом распределении общего богатства, регулировании личных доходов и формировании достойного уровня заработной платы.
1.2 Материальные и нематериальные блага как характеристика уровня жизни людей
Жизненно важные для людей вещи, обеспечивающие комфортную жизнь или так называемые блага можно разделить на материальные и нематериальные.
Материальные блага состоят из таких вещей, как товары и материалы, а также права на владение материальными и нематериальными активами, позволяющие извлекать материальную выгоду для собственника как в настоящем, так и в будущем. Примерами материальных благ могут служить натуральные продукты природы, земля и вода, воздух и климат в достаточных количествах для жизни человека, продукты сельского хозяйства, полезные ископаемые и вещи получаемые из них, а также здания, машины и инструменты и другие материальные предметы, повышающие комфортность жизни человека. Нематериальные ресурсы людей разделяются в две группы. К первой относятся его личностные качества и способности человека, например, умственные и деловые качества, профессиональное образование и практические навыки. Все эти качества заключаются в самом человеке и являются внутренними. Во вторую группу включаются внешние блага, которые состоят из прекрасной деловой и бытовой репутации и активных деловых связей человека и прочего влияния личности на окружающих. Как материальные, так и нематериальные блага могут передаваться другим людям или благами собственными, то есть не существует возможности передать их другим людям. К первым относятся материальные ценности, а ко вторым – личные качества и способности, а также профессиональные связи, благоприятные бытовые и трудовые условия.
Следовательно, все блага: материальные, человеческие качества и прочие благоприятные условия, которыми располагает человек, являются наиболее важными характеристиками качества жизни людей.
Среди прочих факторов, влияющих на качество жизни работников на предприятии, наиважнейшим фактором является духовная атмосфера в коллективе, (жизненные цели, духовные ценности, нормы этики и т.д.), экономические (увеличение объема производства продукции, эффективность использования природных и трудовых ресурсов, устойчивое состояние финансовой системы), технологические (высокотехнические параметры производимой продукции, современный уровень технологического оснащения производства), политические ( свободная экономическая атмосфера, безопасность жизни и работы, собственные свободы человека).
В процессе трудовой деятельности работников социально-экономические результаты выражены объемом, составом и качеством выпущенной продукции, что должно быть достигнуто комфортными условиями труда, заботой о здоровье работников, добросовестным отношением к труду, достойным уровнем заработка, и другими финансово-экономическими и социально-трудовыми факторами. Если руководство предприятия обеспечивает высокий уровень таких результатов для всех членов трудового коллектива, то они будут замотивированы на внесение своего личного вклада в общий профессиональный вклад.
От того, насколько предприятие грамотно определяет функции и обязанности работника при данной оплате труда, зависит и его нацеленность на достойный вклад в деятельность коллектива и желание обеспечивать нужный результат.
Стимулирование необходимого уровня результативности труда сотрудников можно добиться разными способами: или путем подбора персонала с соответствующей мотивацией, для которого важное значение имеет личное удовлетворение результатами труда, или путем мотивации извне, при которой происходит удовлетворение потребностей человека через систему материального и морального стимулирования.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агарков А.П., Голов Р.С., Теплышев В.Ю. Экономика и управление на предприятии: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация
2. Афитов, Э.А. Планирование на предприятии: Учебник / Э.А. Афитов. - М.: Инфра-М, 2018. - 672 c
3. Бабич, Т.Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / Т.Н. Бабич, И.А. Козьева, Ю.В. Вертакова, Э.Н. Кузьбожев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 336 c.
4. Васильченко, М. Планирование на предприятии: моногр. / Мария Васильченко. - М.: Научная книга, 2019. - 977 c.
5. Дубровин И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник для бакалавров. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К.», 2017. – 432 с. ЭБС. /e.lanbook.com. Раздел «Экономика и менеджмент».
6. Дубровин, И.А. Организация и планирование производства на предприятиях. Учебник для ВУЗов / И.А. Дубровин. - М.: КолосС, 2019. - 782 c.
7. Захаренкова И.А., Иготти И.Н., Шейнова И.П. Планирование на предприятии: Учебное пособие. – СПбГЛТУ, ,2019. - 44 c. ЭБС.
/e.lanbook.com.
8.Литвинова, Т. Н. Планирование на предприятии (в организации) : учеб. пособие / Т.Н. Литвинова, И.А. Морозова, Е.Г. Попкова. — Москва : ИНФРА-М, 2018. — 156 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/14982. - ISBN 978-5-16-011296-1. - Текст : электронный. - URL:
9. Планирование на предприятии: учебное пособие / А. А. Скоморощенко, Е. Н. Белкина, А. Н. Герасимов [и др.]. — Санкт- Петербург: Лань, 2021. — 280 с. ЭБС/e.lanbook.com.
10. Савкина Р.В. Планирование на предприятии: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К.», 2017. – 320 с.
/e.lanbook.com. Раздел «Экономика и менеджмент».
11. Скоморощенко, А.А. Планирование на предприятии: Учебное пособие / А.А. Скоморощенко, Е.Н. Белкина и др. - СПб.: Лань, 2018. - 280 c.
12.Соловьёва, Ю. В. Соловьева, Ю. В. Внутрифирменное планирование : учебное пособие для бакалавров / Ю. В. Соловьева, М. В. Черняев. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Дашков и К, 2020. - 210 с. - ISBN 978-5-394-03796-2. - Текст : электронный. - URL:
13. Янковская, В.В. Планирование на предприятии: Учебник / В.В. Янковская. - М.: Инфра-М, 2018. - 944 c.
14.CD-ROM. Планирование на предприятии. Электронный учебник. - Москва: Высшая школа, 2019. - 143 c.